Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Возродится ли Березовский рыбокомбинат?

Фильтры

Регион

Новости

Возродится ли Березовский рыбокомбинат?

Югорский край всегда был славен рыбой. Рыбопромышленники вывозили отсюда тонны благородной белой рыбы и осетровых. В советское время в округе были созданы пять рыбодобывающих предприятий – три рыбокомбината (Березовский, Ханты-Мансийский, Сургутский) и два рыбозавода (Нижневартовский и Кондинский). Это были настоящие форпосты российской рыбной промышленности, и Березовский, наверняка, считался особенным.

Не только потому, что основной рыбный поток шел через Березово, но и потому, что здесь добывали маленькую нежную сосьвинскую селедочку, которая больше нигде не водится. На комбинате долго хранили памятный образец небольшого дубового бочонка, в каких отправляли Уинстону Черчиллю тугунка в годы Отечественной войны. На нем – дата вылова, упаковки, отправки и фамилии мастера. Такой строгий был контроль над импортом, не дай бог допустить промашку – ГУЛАГ обеспечен.

Во время недавней командировки в Березово я поинтересовалась: чем живет сейчас рыбокомбинат, какие традиции остались от прежних времен и жив ли еще знаменитый бочонок из экспозиции комбината?
Оказывается, нынешние сотрудники о том знаменательном факте и не знают. Но рыбокомбинат живет, точнее, выживает. В отличие от других подобных предприятий он сохранил свои производственные линии, территорию, лучших специалистов. Правда, если раньше здесь работали полторы тысячи человек, сейчас остались около ста десяти. В летний сезон число рыбаков увеличивается до двухсот.

Директор предприятия Константин Загороднюк, уроженец Березово, окончив экономическую академию, приехал работать домой. Тогдашний директор рыбокомбината Николай Боровенский сумел разглядеть во вчерашнем студенте организаторские способности будущего руководителя и пригласил его на должность начальника энергоцеха. Директором Константин Николаевич стал в самое тяжелое время для страны, когда началась массовая приватизация доселе народного хозяйства.

Молодой директор сумел остановить развал хозяйства и даже обновить его, построив жиромучной цех для производства рыбной муки, нарастить объем по выпуску консервов.

О славной биографии рыбокомбината я разговорилась с его ветераном Марией Ермаковой. Родом березовская, она, проработав три года на Байкале, не только возвратилась на свой рыбокомбинат, но и мужа с собой привезла. Мария помнит расцвет предприятия, переживает трудности нынешнего времени.

– У нас были пять рыбоучастков, кузница, сетепосадочная мастерская, большой флот, энергоцех, транспортный и консервный. Выпускали более тридцати видов рыбных консервов, сейчас около двадцати, некоторые прежние тоже делаем, но малыми партиями, – вспоминает Мария Михайловна.

Трудно сейчас работать, рыбы нет. Вроде бы путина в разгаре, а консервный цех зачастую стоит. Рабочим пришлось заниматься чисткой территории, сбором мусора, то есть неплановой санитарной уборкой.
Мария Михайловна провела меня по цехам – пусто как в сонном царстве.

– Сегодня рыбы нет – вот и простаиваем. Завтра с Алтатумба привезут, вот тогда все оживится, – объясняет мастер.

На следующий день, действительно, комбинат не узнать. Женщины в передниках, перчатках привычно разделывают рыбу: пара движений – и тушка по транспортеру движется на дальнейшую переработку, на фарш для фрикаделек. В цехе шумно от работающих агрегатов. По конвейеру строем идут консервные банки с фаршем, автоматы заправляют их томатной пастой, маслом и отправляют на закатку крышками.

Внезапно гул смолкает, производственная лента останавливается. Засуетились слесари: им не впервой ремонтировать старое оборудование, оставшееся еще с советских времен. И как не отметить их усердие и опыт – настоящие асы ремонтной деятельности. Несколько минут, транспортер вздрогнул… и пошел, пошел... Рабочий день продолжается.

Подкованная фактами и впечатлениями, я отправилась взять интервью у директора рыбокомбината.

– ОАО «Сибирская рыба» – единственное рыбное предприятие в округе, работающее на местной речной рыбе. Почему не используете морскую, когда, как сейчас, на предприятии трудная промысловая обстановка?
– Использование морской рыбы для нас невыгодно из-за неудобной транспортной схемы, больших расходов. Простои на предприятии происходили из-за небольших уловов: воды много, рыба разбрелась по сорам, а с десятого августа на Северной Сосьве наступил запрет на ее добычу, который закончится двадцатого сентября. Мы несем большие убытки из-за несовершенства правил рыбодобычи. Предлагали сделать гибкую систему запрета, но законодатели не согласились. Такая вот промысловая «обстановка»!

– Константин Николаевич, кроме Северной Сосьвы с ее знаменитым сырком и сосьвинской селедкой у «Сибирской рыбы» есть другие промысловые угодья?

– Есть – на Большой и Малой Оби, их протоках, на двух крупных озерах. Нерест прошел нормально, и нагуливается молодь хорошо, так что надеемся на богатые уловы. Самый большой невод мы используем в районе Алтатумба. Там, кстати, находились научные сотрудники «Госрыбцентра», они готовили обоснования для создания будущей рыбоохранной зоны на Северной Сосьве. Она единственная в России, где водятся четыре вида сиговых рыб: пыжьян, сырок, чир, тугун – самая большая ценность в рыбном промысле. И необходимость в своеобразном питомнике для сигов давно назрела. Мы можем перерабатывать любую речную рыбу, но знаменитый муксун, запасы которого истощаются, в добыче и переработке предприятия занимает всего пять процентов. На муксуновом плаву работают только две бударки с четырьмя рыбаками.

– Сколько же видов продукции выпускает «Сибирская рыба»?

– До пятнадцати: филе, котлеты, пельмени, рыба соленая, копченая, вяленая, пресервы и консервы. Мы смогли сохранить консервное производство, выпускаем язя в томате, фрикадельки, ерша в томате, масле… Семнадцать видов консервов объемом до двух с половиной миллионов банок в год, что больше, чем до организации акционерного общества «Сибирская рыба».
Ерша, в основном, мы закупаем: трудно его очищать от чешуи, потрошить, но он пользуется спросом, стоимость одной баночки – сорок рублей.

– Успехи предприятия во многом зависят от погодных условий и связанных с ними уловов, тем не менее производство обновляется.

– Мы реорганизовали основной Березовский рыбоучасток, он совсем не похож на прежний – обустройством, технически. Сохранили все одиннадцать промысловых катеров, но используем в работе только четыре, по потребности. Построили жиромучной цех, выпускаем рыбную муку, которая идет на удобрения в сельском хозяйстве и на корм животным. Есть идея – возобновить выпуск рыбьего жира, как прежде.

В планах – обновление консервного производства, капитальный ремонт, за счет окружного бюджета намерены осуществить программу по плашкоутам, на которых идет прием рыбы от рыбаков. В общем, коллектив старается возродить былую славу предприятия. И как здесь не назвать ветеранов производства: опытного рыбака и бригадира – Александра Ерина, старшего мастера рыбоучастка – Нину Глухову, мастера склада готовой продукции – Светлану Сайнахову да и вашего «гида» – Марию Ермакову, которая показала вам процесс изготовления фрикаделек…

– По вашей инициативе в Ханты-Мансийском округе создан Союз рыбопромышленников Югры. Чем он занимается? И как вы находите время на общественную работу?

– Это не только моя идея, но и других руководителей предприятий агропромышленного комплекса. Такая общественная организация нужна, чтобы защищать права тех, кто занимается рыбодобычей.

Занимаемся проблемами субсидирования, квот на вылов, разрешительной системы на промысел рыбы и другими вопросами. Такая консультативная практика очень востребована.

А вот в сентябре планируем слет юных натуралистов, чтобы привлечь подростков к охране природы, ее богатств. Раньше действовали «голубые патрули», напоминающие тимуровские команды. Так вот, нечто подобное для сохранения природной среды Союз рыбопромышленников и намерен возродить.

Источник: http://ugra-news.ru

Также в разделе

Комментарии (0)